МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 ИМЕНИ А.К. ПЕРЕВАЛОВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА» ПРИКАЗ от 31.08.2022 г. № 362 пос. Центральный Об утверждении Положения об электронной информационно-образовательной среде муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20 имени А.К. Перевалова Белоглинского района» В целях совершенствования образовательного процесса и создания единой образовательной среды, обеспечивающей условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить Положение об электронной информационно-образовательной среде муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20 имени А.К. Перевалова Белоглинского района» (далее – Положение). 2. Назначить ответственным за обеспечение функционирования информационно-образовательной среды Куркина Д.Н. электронной 3. Секретарю Шишкиной Т.В., ознакомить работников с Положением под подпись. 5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Директор МБОУ СОШ № 20 К.Н. Комов Приложение 1 к приказу директора МБОУ СОШ № 20 от 31.08.2022 г № 362 Положение об электронной информационно-образовательной среде муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20 имени А.К. Перевалова Белоглинского района» 1. Общие положения 1.1 Информатизация образования – один из приоритетов модернизации российского образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды (ИОС). ИОС рассматривается как одно из условий достижения нового качества образования. 1.2 Информационно-образовательная среда (ИОС) – система информационнообразовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. 1.3 ИОС образовательного учреждения включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебнопознавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). 1.4 Основные характеристики ИОС, значимые для организации процесса обучения: 1.4.1. Открытость, которая обеспечивается за счет взаимодействия среды с информационнообразовательным пространством. 1.4.2. Целостность, за счет которой обеспечивается целесообразная логика развертывания процесса обучения: постановка целей обучения, связанные с нею деятельность учителя, деятельность учащихся и планируемый результат. Она конструируется с учетом инвариантного содержания учебного материала, оптимальных методов и способов обучения, содействующих достижению целей образования. 1.5 ИОС позволяет реализовать дидактические возможности инновационных технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу обучающихся, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной познавательной деятельности. 2. Цели и задачи ИОС 2.1 Главная цель ИОС – единство образовательного пространства школы, повышение качества образования, создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий, создание условий для возможности предоставления дистанционных образовательных услуг. 2.2 Основные задачи ИОС: 2.2.1. планирование образовательного процесса, размещение и сохранение материалов образовательного процесса, фиксация результатов освоения основной образовательной программы, взаимодействие между участниками образовательного процесса, контролирование доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет; 2.2.2. предоставление возможности быстрого доступа к данным по важнейшим показателям образовательного учреждения за любой период времени. 2.3 Правильно организованная ИОС образовательного учреждения позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний. 3. Структура ИОС 3.1 Техническая инфраструктура ИОС образовательного учреждения: компьютерная техника, периферийное оборудование, локальная сеть, системное программное обеспечение. 3.2 Информационная инфраструктура ИОС образовательного учреждения: программное обеспечение общего назначения, программное обеспечение для автоматизации деятельности различных служб, программно-методическое обеспечение для организации учебновоспитательного процесса, информационные ресурсы образовательного учреждения. 4. Права и обязанности пользователей ИОС 4.1 Пользователями ИОС образовательного учреждения являются: обучающиеся, педагогические работники образовательного учреждения, административно-управленческий аппарат, родители или законные представители. 4.2 Права пользователей ИОС образовательного учреждения разграничиваются в соответствии со спецификой статуса, должностных обязанностей и содержанием информационных запросов. 4.3 Обучающиеся имеют право: 4.3.1. свободного доступа к необходимым образовательным информационным ресурсам; 4.3.2. выполнять индивидуальную работу, участвовать в групповой, коллективной работе класса и размещать результаты своих достижений в ИОС (регистрация разработок, публикация на сайте); 4.3.3. формировать портфолио; 4.3.4. запрашивать информационные ресурсы; 4.3.5. на научно-методическую и консультационную поддержку в освоении новейших информационных технологий. 4.4. Обучающиеся обязаны: 4.4.1. соблюдать правила пользования информационными ресурсами; 4.5. Учитель имеет право: 4.5.1. готовить учебные материалы (материалы для выступлений, задания учащимся, индивидуальные рекомендации) и делать их доступными в ИОС; 4.5.2. получать и использовать материалы и результаты внешней экспертизы, направляемые органами управления образования, методическими службами, структурами независимого контроля; 4.5.3. делать поурочное планирование с использованием ИКТ; 4.5.4. подбирать программное обеспечение для учебных целей; 4.5.5. подбирать материал в региональной библиотеке информационных образовательных ресурсов, в сети Интернет; 4.5.6. эффективно использовать ИКТ для объяснения нового материала; 4.5.7. на научно-методическую и консультационную поддержку в освоении новейших информационных технологий. 4.5.8. получать консультационную помощь по вопросам поиска и выбора источников информации. 4.6. Учитель обязан: 4.6.1. использовать возможности ИКТ в урочной и воспитательной деятельности; 4.6.2. соблюдать правила пользования ИОС; 4.6.3. планировать и повышать профессиональную компетентность, включающую ИКТкомпетентность различных форм. 4.7. Администрация образовательного учреждения имеет право: 4.7.1. на общение посредством инструментов ИКТ с участниками образовательного процесса; 4.7.2. на размещение, обновление и удаление информации о деятельности образовательного учреждения; 4.7.3. на ввод, хранение, обработку и анализ персональных данных работников и учащихся в пределах объема должностных обязанностей; 4.7.4. на осуществление телекоммуникационного обмена в сети Интернет с использованием официальных адресов образовательного учреждения. 4.8. Администрация образовательного учреждения обязана: 4.8.1. организовывать взаимодействие всех участников образовательного процесса в рамках ИОС; 4.8.2. разрабатывать и организовывать принятие локальных актов школы, регламентирующих сферу ИОС; 4.8.3. осуществлять контроль над деятельностью пользователей ИОС образовательного учреждения; 4.8.4. организовывать восстановление работоспособности программных и технических компонентов после аварийной ситуации в короткие сроки; 4.8.5. организовывать непрерывное повышение ИКТ-компетентности всех работников школы; 4.8.6. обеспечивать информационную безопасность. 4.9. Родители обучающихся (или законные представители) имеют право: 4.9.1. получать информацию о важных и типичных моментах школьной жизни в ИОС (школьный сайт, региональный образовательный портал); 4.9.2. знакомиться и обсуждать аналитические материалы по работе школы, в частности, публичного отчета школы. 4.10. Родители обучающихся (или законные представители) обязаны: 4.10.1. подписывать договор о сотрудничестве со школой; 4.10.3. получать направляемою школой информацию; 4.10.4. содействовать эффективному использованию ИКТ учащимися школы. 5. Информационные ресурсы ИОС образовательного учреждения 5.1 К информационным ресурсам ИОС образовательного учреждения относятся программные компоненты различного назначения, необходимые для обеспечения функционирования образовательного учреждения и удовлетворения информационных запросов и потребностей участников образовательного процесса: педагогические ресурсы, персональные данные работников и учащихся, информационные ресурсы структурных подразделений, служб и объектов инфраструктуры. 5.2 Педагогические ресурсы ИОС образовательного учреждения создаются и используются в соответствии с реализуемыми образовательными программами. 5.3 Обработка электронных ресурсов, содержащих персональные данные работников и учащихся, проводится строго в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации на основании личного согласия работников и родителей учащихся. 5.4 К информационным ресурсам структурных подразделений, служб и объектов инфраструктуры относятся: лицензионные операционные системы, прикладные программные средства, программные компоненты информационных сред; файлы баз данных. 5.5 Несанкционированное использование и копирование информационных ресурсов структурных подразделений, служб и объектов инфраструктуры не допускается. 6. Структура информационно-образовательной среды образовательного учреждения 6.1. Структура информационной среды образовательного учреждения включает следующие компоненты: 6.1.1. организационно-управленческие компоненты: законодательные, нормативнометодические и распорядительные документы, должностные обязанности, инструкции и регламенты деятельности и управления ИОС ОУ; 6.1.2. программные компоненты: операционные системы; прикладные программные средства; программно-методические комплексы, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и учебнометодические материалы (УММ, УМК); 6.1.3. технические компоненты: компьютерный класс (1 шт.); мультимедийный комплекс (11шт.); сканер (4шт.); факсы (1шт.); сетевое и коммутационное оборудование (3шт.); компьютеры (12шт.); доска интерактивная (10 шт.); принтер (6шт.); МФУ (3 шт). 7. Сопровождение программных компонентов информационно-образовательной среды образовательного учреждения 7.1 Сопровождению подлежат программные компоненты ИОС, находящееся на балансе образовательного учреждения. 7.2 Формами сопровождения программных компонентов ИОС являются: • гарантийное обслуживание, осуществляемое поставщиком или производителем; • обновление и замена версий; • выполнение мероприятий антивирусной защиты; • резервное копирование и восстановление файлов; • аварийные и другие неотложные работы по восстановлению функций программного обеспечения; • техническое консультирование. 7.3 Субъектами сопровождения являются: • должностные лица образовательного учреждения – системный администратор; • работники организаций, осуществляющих гарантийное и постгарантийное обслуживание на основании договоров. 7.4 Регламент профилактического обслуживания включает следующие виды работ: обновление антивирусного программного обеспечения, проверка устройств постоянного хранения информации; • инсталляция программного обеспечения (кроме продуктов, инсталлируемых специалистами производителя или поставщика) по мере поступления программных продуктов; • проверка и установка критических обновлений безопасности операционной системы; • установка обновлений программного обеспечения; • проверка и дефрагментация жестких дисков; • приведение в стандартное состояние профиля пользователей; • администрирование сети (регистрация и редактирование пользовательских учетных записей, сетевых прав и ограничений доступа); • структурирование и оптимизация данных. 8. Организация безопасной эксплуатации информационно-образовательной среды образовательного учреждения 8.1 Безопасная эксплуатация компонентов ИОС включает следующие компоненты: • информационная безопасность: обеспечение сохранности, целостности и работоспособности информационных ресурсов, профилактика несанкционированного доступа, использования, копирования или удаления информации, а также изменения структуры информационных ресурсов; • технологическая безопасность: обеспечение стабильности функционирования технических компонентов ИОС, предупреждение нецелесообразного использования, нарушения работоспособности, преждевременного износа, повреждения или уничтожения оборудования; • техническая безопасность: предупреждение или минимизация неблагоприятного воздействия оборудования на организм пользователя, нарушения правил техники безопасности при использовании оборудования, профилактика поражения пользователей электрическим током; • организационная безопасность: предупреждение использования оборудования лицами, не владеющими необходимыми пользовательскими компетентностями, профилактика использования оборудования в целях, не соответствующих целям деятельности образовательного учреждения. 8.2 Безопасная эксплуатация компонентов ИОС обеспечивается организационными, программными и аппаратными средствами, человеческими ресурсами (материально ответственными лицами). 8.3 Организационными средствами обеспечения безопасности ИОС являются: • разработка эксплуатации ИОС; нормативных документов, регламентирующих вопросы безопасной • проведение инструктажей работников и учащихся по безопасному использованию компонентов ИОС; • упорядочивание форм использования компонентов ИОС; • регламентация учетной и контрольной деятельности; • нормативно-правовыми документами, оборудования согласно требований СанПин. регламентирующими условия 8.4 Программными средствами обеспечения безопасности ИОС являются: • организация антивирусного мониторинга и защиты; • обеспечение контроля входящего и исходящего трафика; размещения • администрирование доступа к информационным ресурсам интрасети и Интернет. 8.5 Аппаратными средствами обеспечения безопасности ИОС являются: • применение аппаратных средств маршрутизации; • применение устройств бесперебойного питания; • применение резервного копирования и создание копий информационных ресурсов; 8.6 В целях обеспечения безопасной эксплуатации ИОС всем категориям пользователей без получения соответствующего разрешения запрещается: • размещение информационных ресурсов в Интернет; • использование, копирование и удаление информационных ресурсов или их компонентов; • обновление или изменение версии программного обеспечения; • изменение имен и паролей для доступа к сетевым ресурсам; • изменение системных настроек компьютеров и серверов; • изменение политик безопасности. 9. Ответственность пользователей информационно-образовательной среды образовательного учреждения 9.1 Ответственность пользователей ИОС за совершение противоправных деяний наступает в соответствии с административным и уголовным кодексом РФ. 9.2 Возмещение вреда, причиненного имущественным и смежным правам, совершенное с использованием компонентов ИОС наступает в соответствии с гражданским кодексом РФ. 9.3 Дисциплинарная и материальная ответственность пользователей ИОС – работников образовательного учреждения, наступает в соответствии с трудовым кодексом, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением. • Основаниями для привлечения пользователей ИОС – работников образовательного учреждения к дисциплинарной ответственности являются нарушения эксплуатации компонентов ИОС, правил внутреннего трудового распорядка, должностных обязанностей и настоящего Положения. • Основаниями для привлечения пользователей ИОС – работников образовательного учреждения к материальной ответственности является причинение вреда программным или техническим компонентам ИОС ОУ. 9.4 Дисциплинарная ответственность пользователей ИОС – учащихся образовательного учреждения наступает в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, Уставом образовательного учреждения, Правилами внутреннего распорядка для учащихся и настоящим Положением. • Основаниями для привлечения пользователей ИОС образовательной организации – учащихся в образовательном учреждении к дисциплинарной ответственности являются нарушения работоспособности объектов ИОС, повреждение или несанкционированное использование информационных внутренних и внешних ресурсов ИОС, создание и (или) размещение информационных ресурсов, противоречащих общечеловеческим ценностям, призывающих к насилию, национализму, расизму и аморальному поведению.